Порядок мыcлей и их цвета

Ада Шмерлинг

«Московская неделя»

Юрий Любимов поставил спектакль-посвящение Чехову

Театр на Таганке начал серию предпремьерных показов нового театрального сочинения Юрия Любимова — спектакля, посвященного Чехову. Патриарх отечественной режиссуры к 150-летнему юбилею классика, конечно, сильно опоздал, но сделал это, видимо, нарочно.

Литературную основу совсем непраздничного спектакля составляют рассказы раннего Чехова, повесть «Степь», фрагменты поэмы Байрона «Каин». Сам Чехов выступает в спектакле в равной мере и как автор, и как персонаж. Худой, сутулый, сдержанно покашливающий интеллигент в пенсне, котелке, галошах, который отправляется на Сахалин, чтобы лучше узнать и понять свою родину.

Название спектакля Любимов позаимствовал у одноименных мемуаров Федора Шаляпина, сделав его, как и ряд других современников Чехова, героем своей бессюжетной фантазии. Появляется среди них и тень Мейерхольда, и призрак Сталина. Для истории про Чехова фигура последнего формально явно не ко времени, однако в любимовском спектакле причинно-следственные связи и ассоциативные ряды построены вовсе не на хронологии жизни писателя.

В авторском предисловии к шаляпинcкой «Маске и душе» великий русский певец признался, что причиной для выхода книги была потребность привести в порядок мысли о своей родине: «Мысли разнообразные и беспорядочные, в разные цвета окрашенные. От иных плохо спится, от иных гордостью зажигаются глаза и радостно бьется сердце. А есть и такие, от которых хочется петь и плакать в одно и то же время. Бешеная, несуразная, но чудная родина моя!» Новый спектакль Любимова вызывает как раз такие мысли и страстное желание привести их в порядок.

6.05.2011





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100