Диалект великой культуры

Ольга Канискина

журнал ITI INFO, № 1

СЕГОДНЯ НА ОБЛОЖКЕ НАШЕГО
ЖУРНАЛА — CЦEHА ИЗ СПЕКТАКЛЯ
«МЁД» ЮРИЯ ЛЮБИМОВА (РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК) и
Тонино Гуэрры (АВТОР ПОЭМЫ и ОФОРМЛЕНИЯ).


Они дружат давно — легендарные старейшины мирового искусства, разменявшие десятый десяток и сохранившие удивительный вкус к жизни. Сценарист множества великих фильмов XX века, соавтор Феллини, Антониони, Де Сика, Тарковского, Ангелопулоса, Бертолуччи, братьев Гавиани, автор уникальных фонтанов, мозаик, картин, панно, керамики, солнечных часов и памятников, ренессансный человек Тонино Гуэрра продолжает писать стихи, которые начал сочинять в юности, попав в концлагерь, чтобы подбодрить сокамерников.
«Мёд» — эпитафия «уходящей натуре», миру, который жив лишь в памяти людей, «говоривших только на диалекте»:"Из тысячи двухсот нас нынче «осталось девять». В этом мире время течет, не ускоряясь. И пчелы опыляют цветы, как повелела природа, а не едут к фруктовым деревьям на поездах, развозящих ульи. И люди не оторвались от своих корней, не затерялась на строительстве очередной Китайской стены и не забыли родной язык. В этом мире важно все. Как зимой кашляют кошки под абрикосом. Как разнится вкус воды — колодезной и дождевой, «с запахом молний». Как благодарно шелестят страницы неведомых книг, спасенных монахом залитой дождем библиотеки. Как умирает роза, бессильная удержать свои лепестки, и как умирают в больнице два брата, продолжающие до последнего держаться за руки.

Белый стих Гуэрры легко сливается с музыкой Шнитке и Мартынова — Юрий Любимов не скупится на эмоциональные кульминации, подчеркивая поступь неумолимого времени. Такими кульминациями может стать что угодно — вид расцветшей вишни, перед которой, не сговариваясь, сняли шляпы оба брата. Или странный поступок местного дурачка, погасившего свою свечу — залог мечты — на продуваемом всеми ветрами мосту (рифма с «Ностальгией» Тарковского). Когда смотришь «Мёд», понимаешь, как мало их осталось — людей, говорящих на «диалекте» культуры, великой, теплой, гармоничной и цельной. И позволяющих почувствовать страх и сладость от того, что слизываешь мед жизни с острию ножа. Спектаклем «Мёд» в апреле этого года в Санкт-Петербурге откроется очеред?ной фестиваль Союза театров Европы, приуроченный к церемонии награждения премией «Европа — театру» и «Новая театральная реальность». Премию «Европа — театру» в этом году разделили Юрий Любимов и Петер Штайн.

2011





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100