В Театре на Таганке представили «Арабески».

Журнал «ИТОГИ» № 3


Все смешалось в любимовских «Арабесках» — жанры, чувства, мысли… Не успеваешь ухватывать. Только зацепишься за чью-то мудрую сентенцию, и тут же о ней забудешь и расхохочешься, завидев огромного таракана, медленно ползущего по стене, приветствуя заехавшего в Москву вечного путника Гоголя. А то вдруг почувствуешь наворачивающиеся слезы, когда с детства знакомыми фразами начнут перебрасываться Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович. В этой сцене из «Старосветских помещиков», замечательно исполненной Любовью Селютиной и Александром Трофимовым, что-то вдруг защемило, такой она показалась лирической, личной для режиссера спектакля. Взгляд невольно от сцены переместился на Юрия Петровича, сидящего в центре зала и как 45 лет назад вдохновенно дирижирующего действием. Да нет, все в полном порядке, он по-прежнему неутомим, ну, разве что раньше стоял у последнего ряда партера…
Спектакль про Николая Васильевича Гоголя Любимов ставит второй раз — были когда-то «Ревизские сказки». Но это его автор, незримо присутствовавший во многих постановках, и в давнем «Мастере и Маргарите», и в недавнем «Замке» Кафки. Даром, что ли, в «Арабесках» два из трех Гоголей оборачиваются то Кафкой, то Гофманом. И даже встречаются в пражском кафе, чтобы потолковать о том о сем словами писательницы Анны Зегерс, чей рассказ «Встреча в пути» одна из загогулин орнамента спектакля.
Юрий Любимов называет свое представление философским размышлением о гениальности Гоголя. Ни иллюстрация к биографии, ни выбранные места из знаменитых произведений. .. В буклете, поясняющем зрителям замысел режиссера, приводится свод цитат, помогающих не заплутать, следя за полетом театральной фантазии. Среди них одна могла бы послужить эпиграфом к «Арабескам»: «В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые». Театр выбрал другой эпиграф, но мы добавим, что и в театральном мире, видно, смерти нет, и тень Мейерхольда, чей портрет украшает фойе, переместилась в зрительный зал. Ведь это о его «Ревизоре» было сказано, что он поставил не пьесу, а всего Гоголя.
Именно всего Гоголя, объемного, раздираемого противоречиями, демонстрируют нам со сцены Таганки. Вынеся в название заголовок сборника, опубликованного в 1835 году, театр освободил себя от необходимости последовательного изложения, доверившись искусству монтажа и чувству личной сопричастности. В чем Юрия Любимова поддержала музыка Альфреда Шнитке и графика Юрия Чарышникова.

Мария Седых.

18.01.2010





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100