Поднять подушки-паруса!

Олег Вукулов в Российской Академии художеств

Газета «Культура» № 24

Поднять подушки-паруса!
Олег Вуколов в Российской Академии художеств

Персональная выставка произведений народного художника Российской Федерации, действительного члена Российской Академии художеств Олега Вуколова открылась в залах РАХ на Пречистенке, 21. Выставка необычная, оригинальная и во многом неожиданная. Живопись Вуколова настолько разнолика и многообразна, что для нее трудно найти какое-то стереотипное определение. Его работы могут восхищать, удивлять, приводить в недоумение, они могут быть непонятными и вызывать отрицание. 

Таким угловатым и непредсказуемым Олег Вуколов был еще во время учебы в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, поражал педагогов «опробованием» самых разных, парадоксальных форм современного изобразительного искусства, переходя от одной стилистической манеры к другой, подчас дерзко смешивая их, как краски на палитре, выдумывая нечто свое, совершенно незнакомое и с первого взгляда совершенно «неприемлемое» в нормальной живописи.

Он — художник очень увлекающийся, поиск — его обычное творческое состояние. Он мог со всей своей страстью обратиться к «суровому стилю» шестидесятников, а от него — к итальянскому сюрреализму, перепробовав еще с десяток новаций современной художественной культуры, а затем кинуться в абстракционизм, а от него — в несусветную фантазию, свободный полет.

Жанровый диапазон Олега Вуколова также необозрим — мощные монументальные композиции, портреты, натюрморты, пейзажи, абстрактные опусы и еще невесть что, не подвластное никаким искусствоведческим измерениям и объяснениям. Последние лет двадцать — тридцать у Олега Вуколова — так называемый «подушечный» период. По форме это как будто бы своеобразные натюрморты из красно-черно-белых, деревенски-супрематических подушек, но и глубоко личностные, символические и парадоксальные высказывания. 

Я спросил Олега Александровича, что заставляет его обратиться к изображению именно подушек, а не каких-нибудь других предметов домашнего обихода?

 — Мои подушки — мощный, энергетический, свободный и пластический модуль моих работ, — ответил он. — Они удобны и в живописном плане — хорошо «пишутся». Почему подушки? Они сопутствуют человеку всю жизнь — от рождения до смерти, в счастье, удовольствии, в радости, горестях и печали. Словом, во всех проявлениях человеческого бытия. Разные мысли и настроения приходят, когда видишь подушки в воде, когда подушкой закрыто разбитое окно. Трагическим аккордом звучит изображение подушек, выброшенных за ненадобностью. Значит, уже нет хозяина, нет дома, нет семьи…

Выставка весьма разнообразна — здесь и вполне «предметные» картины, портреты, но есть и совершенно абстрактные «опусы» и композиции, есть работы, воплотившие в себе и фигуративность, и полную беспредметность. Поэтому невольно я задал следующий вопрос: «К какому направлению изобразительного искусства вы себя относите?»

 — Я нахожусь особняком от всех сегодняшних направлений. Но считаю себя реалистом. Хотя подчас довожу свою живопись до абстрактных форм. И это нормально. Любая реальность, как это ни странно на первый взгляд, — абстрактна. Посмотрите серию моих картин «Реальность и конструкции», и вы в этом убедитесь.

Сейчас, чему свидетельствует эта выставка, художник переживает новый всплеск своей удивительной непредсказуемой палитры. Я назвал бы новые фантазии Олега Вуколова «парусными». На больших холстах изображены тугие, серебристые, большие паруса. Точнее — паруса не в их обиходном привычном понимании, а нечто фантастическое, романтическое. Здесь и воспоминания детства, хотя Олег Вуколов родился в Пятигорске, а там моря нет.

Но, быть может, с тех пор осталась мечта о фрегатах с развернутыми парусами, грозовые штормы, водяные смерчи и штилевое успокоение водных просторов: безбрежных, бесконечных и таинственных. «Парусные» полотна исполнены в красивой серебристо-белой палитре, которая, несмотря на кажущуюся одноцветность, содержит в себе всю гамму чувств и настроений, впечатлений и мечтаний. Красочная палитра этих картин легка, изящна, ясна и вся пропитана солнцем, чудными восходами и неуловимыми вечерними сияниями. В них много света, цвета и воздуха, лучезарного, ликующего и магического.

«Паруса» Олега Вуколова — совершенно новый изобразительный и душевно-нравственный мир. В нем мечта о далеких путешествиях, и романтизм жизненного восприятия, и печаль о быстроуходящем бытии, и преклонение перед чудесами вселенной, куда художник стремится и, наверное, понимает, что ее высот он никогда не достигнет. Сейчас Олег Вуколов живет во Франции, в небольшом прибрежном местечке. В Марселе имеет мастерскую, где и создает свои монументальные произведения. 

Картины Олега Вуколова часто экспонируются на многочисленных российских и зарубежных выставках. Произведения художника хранятся во многих «первейших» музеях и галереях России и других стран. Его творчество популярно, широко востребованно и у нас, и за границей.

Евграф КОНЧИН

1.06.2009





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100