«…У меня появился шанс."

Интервью с режиссером спектакля «Переписка. А. Чехов — О. Книппер-Чехова» Марией Акименковой.

http://taganka.theatre.ru/

- Как и почему оказались на курсе Юрия Петровича Любимова?
М. А. : Я окончила МГУ и занималась программированием геофизических методов исследования. Когда узнала, что набирает курс Юрий Петрович, мне стало интересно: Юрий Петрович — гениальный режиссер и у него интересный театр, замечательные актеры. Незадолго до поступления по стечению обстоятельств я познакомилась с актерами из других театров и поняла, что они такие же, как и я, а раньше мне они казались божествами, поэтому с одной стороны, я испытала некоторое разочарование, а с другой, у меня появился шанс. Я решила попробовать поступить на режиссуру, положилась на фортуну и пошла. У меня всегда был страх, что я не поступлю, что меня не поймут, поэтому я очень удивилась, что прошла туры. Я даже к экзаменам морально была не готова, поэтому пришлось быстро готовиться — учить басню, прозу. В итоге я прошла.

- Вспомните наиболее яркие события за годы учебы?
М. А. : Ввод в спектакль. Первым моим спектаклем стали «Обэриуты» («Идите и остановите прогресс»). С актерской стороны это очень сложная по технике исполнения постановка: много хоров, ритмы. Было сложно (так как я вошла в спектакль незадолго до премьеры), но интересно и волнительно. С одной стороны, это был риск, с другой стороны, я верила в судьбу.

- Что повлияло на выбор произведения для дипломного спектакля?
М. А. : Юрий Петрович, начиная с первого курса, всегда учил нас подходить к произведению не прямым путем, а видеть суть. Он говорил к примеру, что произведение Достоевского нельзя ставить не зная биографии автора, эпоху и тех мелочей, которые могли на него повлиять. Так же и произведения Чехова. Они известны всем, и нет такого театра, который бы не ставил Чехова. Что-то нового создать тут невозможно, поэтому я обратилась к переписке Чехова с Книппер-Чеховой. Эту переписку на основе писем и дневников писали сами студенты, занятые в этом спектакле. Из их переписки можно много чего узнать, например — как создавался Московский Художественный театр, историю режиссерского театра или историю создания чеховских произведений. Что он писал, как писал и почему, что им двигало, а также много советов для актеров. Любой режиссер прежде чем ставить его произведения, должен обязательно прочесть дневники Чехова и его переписку. И, конечно, на мой выбор повлиял Юрий Петрович, который нам всегда говорил: «Занимайтесь Чеховым. Это очень интересный автор. И актеры, и режиссеры, изучая Чехова, откроют для себя очень много».

- Если говорить об эстетике Театра на Таганке, то, что как режиссера вас в ней привлекает?
М. А. : Юрий Петрович не просто берет произведение для воплощения на сцене, а скрупулезно работает над ним — изучает историю создания, библиографические сведения об авторе. Его спектакли это не просто инсценировки, они глубоко наполнены содержанием. Чтобы понять его спектакли, надо почувствовать атмосферу, которая поможет зрителю донести то, что хотел сказать автор. Мне это очень интересно, и я этому пытаюсь научиться.

- Чему научились у Юрия Петровича?
М. А. : Делать краткую выжимку из произведения. Вытягивать основной смысл из него. Найти скрытый смысл произведения и без лишних отступлений сказать главное — то, что хотел автор.

- Ваши приоритеты в литературе, музыке??
М. А. : Очень люблю Гарсия Лорку. Надеюсь, что когда-нибудь его поставлю. Очень хочется на основе его различных произведений, показать, каким был этот замечательный поэт, который владел таким красивым слогом. Из музыки люблю произведения Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, из зарубежных — Астора Пьяццолла.

- Ваши планы на будущее?
М. А. : Как судьба распорядится. Я верю в судьбу.

Наталья Путичева, 11.07.2005





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100