Поэзия острых углов

Московские новости

На Таганке есть традиция: выпускать премьеры ко дню рождения театра. Количество коих не становится меньше с годами. Что неудивительно, поскольку высочайшее мастерство Юрия Любимова становится только ярче. Новая работа патриарха — тому доказательство.

«Суф(ф)ле» — это своего рода завершение трилогии, начатой Любимовым спектаклями «До и после» и «Идите и остановите прогресс (ОБЭРИУТЫ)». В первом изучалась эпоха рубежа девятнадцатого — двадцатого веков, сплетение человеческого сознания с высотами искусства, творчества и философии того времени — с изменениями вокруг. Во втором был взят уже следующий временной отрезок, и звучал спектакль болезненнее и трагичнее. «Суф(ф)ле» же, причудливое смешение страшного «Процесса» Кафки, парадоксов Ницше, текстов Беккета и Джойса, имеет звучание жесткое, холодное и беспощадное. Но, несмотря на это, спектакль захватывает с первой до последней секунды, требуя напряженного всматривания, вслушивания, и не отпускает еще долго после выхода из зала.

Пространство спектакля сплошь состоит из острых углов,резких движений и звуков. Дерево и стекло, тусклый свет лампочек, мерный стук складных стульев в руках череды
офисных служащих. За актерами, как это часто бывает у Любимова, нет четко закрепленных ролей: они подхватывают легкую интонацию Ницше, болезненно-острую — Кафки, дышащую забытьём — Беккета, друг у друга. Чередуя всплески жизни и желаний с вынесением бесконечных приговоров. Главный герой «Процесса» Йозеф К. , отчаянный, но крепко стоящий на ногах человек, словно бы трансформируется в беккетовского Макмана-Мэлона, уже давно потерявшего чувство реальности — и от этого чувствующего себя куда лучше. Сознание спектакля то и дело колеблется между измерениями, будничность переходит в отблески подсознания и наоборот. «Жизнь — это цирк, где дышать значит задыхаться», — звучит со сцены (и в этом отсыл к одной из трактовок названия — французскому глаголу souffler — дышать с трудом, задыхаться).

Говоря о сегодняшнем времени, Юрий Любимов не оставляет нам надежды на лучшее. И предлагает единственно воз?можный выход: в невыносимости обстоятельств постараться остаться верным себе. Что успешно удается и ему самому.

Алиса Никольская, 10.06.2005





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100