Обыкновенный абсурд

Трибуна

В эти дни театру на Таганке исполняется 41 год. По такому случаю, отец-основатель легендарного театра Юрий Любимов приготовил изысканное блюдо. Его ингредиенты — классическая литература абсурда и философская проза. Свободная фантазия на тему произведений Ницше, Кафки, Беккета и Джойса — так звучит подзаголовок нового любимовского спектакля с гастрономическим названием — «Суф(ф)ле» — через два «ф».

Все перечисленные авторы славятся именно фантазией, не только неограниченной, но и экстравагантной, поэтому представить себе еще и фантазию на тему их произведений довольно трудно. Но только не Юрию Петровичу Любимову.

На вопрос, что такое «суф(ф)ле», режиссер отвечает: «Это сложное кулинарное блюдо. Может быть, десерт, а может, рубленные мозги с цветной капустой». Однако зрителям перед премьерой жена режиссера Каталин Любимова предлагала конфеты суфле.

К искусству авангарда Таганка давно «неровно дышит». Спектакль «Суф(ф)ле» можно рассматривать как часть своеобразного триптиха, единство которого подчеркивает музыка Владимира Мартынова. Первая часть — спектакль «До и после», посвященный поэтам Серебряного века. Сценическое действо в нем вращается вокруг знаменитого авангардистского образа — «Черного квадрата» Казимира Малевича. Потом были обернуты — «Идите и остановите прогресс», а сейчас абсурдисты.

Как всегда у Любимова, это спектакль-продолжение и спектакль-открытие: знакомый стиль режиссера узнается в новых, неожиданных теат?ральных метафорах, в умении обыгрывать скупые детали в почти пустом пространстве сцены. Например, складные стулья, с которыми герои практически не расстаются, оказались здесь очень важным оформительским элементом. Так, когда-то в спектакле «А зори здесь тихие. ..» съемные борта грузовика превращались то в баню, то в хлипкую тря?сину болота, то в могильные стелы, а маятник в «Антимирах» отсчитывал время.

Любимов поставил спектакль о нашей жизни — об обыкновенном абсурде повседневности. Его постановки всегда требуют внимательного, подготовленного зрителя. Без начитанности, без минимального знания философии зритель рискует потерять нить, которая ведет к осмыс?лению и восприятию действия. Основной казус абсурдизма в том, что абсурдные, ирреальные ситуации таковыми не ощущаются. Смысл искусства абсурда в том, что?бы показать, как обыкновенный человек пытается сохранить свое достоинство в мире, перед бессмыслицей которого он бессилен.

«Философствовать сегодня можно только на автобусных остановках», — говорит Юрий Любимов, представляя публике свою работу. И хотя сам режиссер определяет ее как «кашу, взбитый десерт» и даже перечисляет в программке некоторые рецепты, изготовления суфле, взятые из «Книги о вкусной и здоровой пище», не стоит верить этой внешней легковесности. Перед нами — тотальный театр, и, несмотря на иронические ноты, спектакль предельно серьезен. Блюдо для театральных гурманов приготовил искусный кулинар, в чьем мастерстве не стоит сомневаться.

Евгения Ульченко, 05.2005





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100