Суф(ф)ле из мозгов

В Театре на Таганке премьера по литературе абсурдов

Российская газета

Я не поленилась посчитать — это 105-й спектакль Юрия Петровича Любимова, если считать от его режиссерского дебюта 1959 года в Театре Вахтангова до вчерашней премьеры 2005-го.

В среднем — по две-три постанов?ки в год. Идеальных по форме, железных по логике, выверенных в каждом жесте и повороте головы до малейшего сантиметра. Кажется, даже не поставленных, а отчеканенных.

В его последней «свободной фантазии» по произведениям Ницше. Кафки, Беккета и Джойса зритель прежде всего спотыкается о вторую «ф», заключенную в кокетливые скобки. Автор композиции, идеи сценографии и режиссуры Юрий Любимов уверял, что это просто шутка. Шутки ра?ди и в программке он приводит рецепт суфле из мозгов (с одним ф) из «Книги о вкусной и здоровой пище» 1953 года издания: «Мелко нарезанные мозги выложить в формочку, запечь и можно подавать к столу». Рецепт, надо отметить, не случайный, а универсальный и пригодный как для кулинарных, так и для театральных опытов. И особенно полезны и в случае составления литературно-музыкальной композиции — из нарезанных «в лапшу» и взбитых в коктейль ницш, вагнеров, беккетов, джойсов… Для большей наглядности абсурда повседневной действительности мир, мастерски созданный и высчитанный Любимовым на сцене, вместил их всех, смешав и перепутав персонажей (и так-то без имени и фамилии — просто господ Н. . К. , Ч" Б. , А. ) с мебелью и звуками… И главным героем в этом предельно ясном и лаконичном (час пятьдесят) повествовании, вероятно, очень важных для Любимова вещах — времени, мире и бесплодности всех попыток борьбы как с первым, так и со вторым, оказывается задаваемый кем-то сверху ритм, которому подчинено все: люди-марионетки, мысли-цитаты, светлые и заблудшие души… И даже воспоминания. 



Ирина Корнеева, 05.2005





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100