Еще не вечер

Приложение к газете «Первое сентября»

В последний сентябрьский день вся Москва побывала в Театре на Таганке. Днем Юрий Петрович Любимов принимал поздравления с восьмидесятилетием, вечером играли «Братьев Карамазовых» (постановка и инсценировка Ю. Любимова). Да, Маэстро встречает свой юбилей премьерой, работает с молодыми артистами — подумать только, «Братьев Карамазовых» играют таганские новички!

Сказать по правде, наша газета отстранилась от юбилеев сознательно. Эта добрая народная традиция в последние годы стала самой распространенной формой телепередач и концертов, единственным сочиненным и утвержденным жизнью сценарием музыкально-художественного вещания. Слова любви и признания хороши не только в праздники, и мы предпочли представить читателям наших героев не в свете юпитеров, а просто в рубрике «Современники»

Но и юбилеи, оказывается, бывают значительны, как рабочие будни, и дают повод поговорить о таких важных проблемах, как взаимоотношения художника с обществом и властью.

В России надо жить долго — это ахматовская улыбка мне чудилась в тот театральный вечер и теперь помогает, когда пишу эти строки.

Любимов умеет держать дистанцию. Когда его били, он смело принимал удар, когда его ласкают, он не впадает в умиление. В чем, собственно, дело — может быть, время догоняет его?.. Власть лишь поправляет ошибки; заслуги перед Отечеством налицо, пора и орден дать. «Благодарю!» — сказал Любимов, и зал с удовольствием аплодировал Президенту.

Место «Таганки» в жизни общества и Любимова в жизни каждого театрального человека совершенно особое. «Таганка — как имя собственное», — говорил Эфрос. Даже работая в этом театре, он считал его театром Любимова.

В шестидесятые спектакли Любимова одарили нас воодушевлением, в семидесятые мы получали в театре заряд энергии
и противостояния, в начале восьмидесятых — напоминание об индивидуальной нравственной стойкости.

«Достоинство человека в эпоху апокалипсиса — такова в самом общем виде наиглавнейшая тема сегодняшнего дня и высокого искусства» — сформулировано Татьяной Бачелис так, что точнее не скажешь.

Спектакль «Братья Карамазовы», сыгранный в переполненном сердечном и одновременно трудном зале, показал, что «Таганка» не утратила своего контакта со зрителем, и огонь творческой мощи любимовских шедевров вспыхивал вновь и вновь, объединяя зал. Растащили, рассорили, расслоили… Но это за стенами театра, здесь, во власти Любимова, единение вполне вероятно, вполне достижимо.

Есть как бы два пути: приспособить классику к нуждам современности или с помощью классики обнаружить исторический контекст современных событий и тем самым приблизить к пониманию сущности происходящего с нами. Неужто мы забыли, что бесовщина всегда бесовщина, черт может менять обличие, но остается чертом в отношениях с людьми. Черт не обновляет свои идеи, он обновляет форму. Достаточно артисту ухватить интонации знакомых политических деятелей; как точно выбранный текст Достоевского напоминает нам, что фарс бывает страшен. Любимов прав не только в отношении театра, но и жизни: «форма — это предельная острота идеи».

Да, в России надо жить долго, надо терпеливо изживать иллюзии, не теряя веры в человека. Сегодня, как вчера, как и всегдa, нам не хватает примеров подлинно свободной личности. Вот почему Любимов не теряет своего шарма. Ничего не боится лишь тот, кому неведом разлад с самим собой. «Однажды Бродский сказал (воспоминание Александра Гениса. — Н. И. ), что большую часть жизни учишься не сгибаться. Оставшееся время, надо понимать, уходит на то, чтобы воспользоваться этой наукой». Я часто печалилась последнее время, не находя объяснения, почему те, кто, по моему мнению, постиг эту науку, не воспользовались ею в нынешних обстоятельствах. Юрий Любимов дает прямой ответ. Все дело в личности, в индивидуальных особенностях человека и никаких типологических черт поколения. 

В этом улыбающемся взгляде, открытом и дерзком, внимательном и ироничном, такая органика, такая верность себе, что не стоит труда объявлять о независимости.

Юрий Петрович прост и естественен, он не придает большого значения эпитетам и аплодисментам. Юбилей — такая игра, приятная, но все же потехе час, главное работа, искусство, жизнь.

Нинель Исмаилова, 10.1997





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100