«Три сестры» А. П. Чехов

Спектакль в 2-х действиях

Премьера: 1981 г.

ПостановкаЮрий Любимов
ХудожникЮрий Кононенко
КомпозиторЭдисон Денисов
Действующие лица и исполнители:
АнфисаГалина Власова
Тузенбах
(МХАТ им. Горького)
Василий Качалов,
Сергей Юрский
МашаАлла Демидова
ОльгаМарина Полицеймако
ИринаЛюбовь Селютина
ЧебутыкинФеликс Антипов
НатальяНаталия Сайко
ПрозоровВсеволод Соболев
ВершининБорис Хмельницкий,
Дальвин Щербаков
СоленыйИван Бортник
КулыгинКонстантин Желдин
ТузенбахВладимир Матюхин

Первое, что мы видим, входя в зал, — себя, вернее, свое отражение в зеркалах, которые расположены вдоль одной из стен зала. Это спектакль о нас, о тех людях, которые сидят сегодня в зале.
Спектакль начинается с того, что та самая стена, вдоль которой стоят зеркала, медленно ползет вниз. Нашему взору предстает Москва. Проезжают машины, проходят пешеходы… За стеной оркестр военной музыки играет марш.
И возникает мысль, что речь пойдет не о далеком XIX веке, а о Москве сегодняшней. Но вот стена поднимается. Начинается действие. На сцене мы видим три кровати. Дальняя от нас аккуратно застелена, белеет подушка. На второй — сбиты простыни, все перевернуто. Третью не назовешь даже кроватью. Это лишь две стенки. Именно так будет развиваться действие пьесы. Вроде все хорошо, все нормально, но постепенно внешняя оболочка сползает, и нам открывается истинная — пустая, разрушенная жизнь. На заднике — полустертые фрески. Лики святых. И иногда, в самые напряженные моменты спектакля, по ним стекают слезы.
Некоторые сцены Любимов выделяет особо. В эти моменты актеры играют на своеобразной авансцене, выходящей в зал справа от зрителей. Тогда действующие лица, показывая на зеркала, обращаются непосредственно к зрителям, к сегодняшней Москве. Другой вариант выделения каких-то ситуаций — в центре сцены — грубо сколоченный помост, перед ним два ряда стульев. На них сидят офицеры, герои, не занятые в данной спене. И когда на этих мостках происходит действие, эти своеобразные зрители время от времени поворачиваются и долго, упорно смотрят в зал, словно ждут от нас ответа на вопросы, волнующие героев пьесы.
Поражает какая-то нежилая пустота. Сцена вроде бы заполнена, но выглядит пустынной. Здесь расквартирован офицерский полк. Россия чеховского времени — казарма, утверждает театр. «Все казенное», — говорит Анфиса, получив казенную квартиру. Она рада этому, она счастлива. И вот эта старушка уже марширует вместе с офицерами.
Все подчинено казенному регламенту. Это выгодно для общения с людьми. Именно поэтому иногда все надевают одинаково веселые маски. Кому-то нужно, чтобы люди были веселы, одинаково веселы…
Обстановка на сцене военизированна. Действие спектакля происходит на глазах военных. Они непременные участники его. Действие развивается подспудно. Вот, к примеру, жизнь Андрея. Только что была свадьба, все вроде еше нормально, а старик Ферапонт уже заключил его в своеобразный загон из веревки. И потом, когда Андрей будет стоять рядом с коляской своего ребенка, Наташа, словно сетями, опутает их нитью. И выхода из этих сетей уже не будет.
Один из центральных моментов пьесы — дуэль Соленого с Тузенбахом. В спектакле она не случайна. То и дело возникают стычки между офицерами. И в этой обстановке дуэль просто неминуема. И после нее Соленый будет долго смывать кровь с рук…
Центральное действующее лицо в спектакле — Маша, роль которой исполняет Алла Демидова. Пожалуй, одна Маша делает еще попытки вырваться из этой окаменелой жизни, лишь она еще старается найти какой-то выход — будь то переезд в Москву или какие-то отношения с Вершининым — но выход. Она и сломлена последней.
В спектакле Любимова сделана своеобразная перекличка различных постановок «Трех сестер». Мы слышим голос Качалова, который исполнял роль Тузенбаха во МХАТе, голос Юрского (Тузенбах) и Поповой (Ирина) из постановки в БДТ. В тех спектаклях была надежда на будущее. Таганковскнй спектакль говорит: нет! Нельзя надеяться на будущее. Все вопросы надо решать только сейчас! И если, ничего не получилось сейчас, будущее не поможет. Именно потому последний монолог Ольга произносит пусто, без всякого энтузиазма: «Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать!»

Вадим Зицер, отзыв зрителя 1983г.



Ссылки:



© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100