Марат и маркиз де Сад / Мы все пациенты твои, Авиньон!

Огонек

"Сюда, в средневековый Авиньон, сумасшедший город, где на деревьях растут афиши, а театров больше, чем булочных, а комедиантов увидишь в сто раз чаще, чем полицейских (точнее сказать, жандармов), нас с фотографом Львом Николаевичем вытащила Каталин Любимова. Спасибо, самим бы и в голову не пришло. Ее знаменитый муж вез на Авиньонский фестиваль свой нашумевший спектакль «Марат-Сад».

Театр на Таганке, единственную русскую труппу, включили в официальную программу, что страшно престижно, как если бы кто-то из наших футболистов попал вдруг в символическую сборную Европы или даже мира. «Нам нужна группа поддержки, а вы наши друзья! — сказала решительно Каталин. — Надо лететь!» «Ой, ну надо, так надо!» — решили мы, тем более великодушная «Таганка» обеспечивала визой и перелетом, а за черепицу над головой и круассан в желудке уж как-нибудь поднатужимся и заплатим из собственного кармана. За удовольствие надо платить.

Авиньон, безусловно, удовольствие. Вот Валерий Сергеевич Золотухин, уж на что, казалось бы, человек бывалый, нафестивалившийся, и тот восхитился, расчувствовался. Про Авиньон, говорит, написано в каждом театральном учебнике. Любой начинающий актер мечтает сюда попасть, как атлет на Олимпийские игры. Золотухин припомнил, что 19 апреля 1968 года Жан Вилар был в Москве на репетиции спектакля «Живой» и приглашал «Таганку» на свой фестиваль. И они добирались сюда больше тридцати лет. Добрались…
Как забудешь эту атмосферу? Этот движущийся праздник, смолкающий разве что ранним утром, на час-другой. И днем и ночью публика в театре в традиционных залах, в передвижных шатрах, в специально обустроенных дворах церквей и лицеев или прямо на улице, у стен папского дворца, на прогретых солнцем камнях. Она, если требуется, охотно включается в игру, дурачится, подпевает, подыгрывает по мере ума и таланта бродячим ли оркестрам, одиноким чаплинам, доморощенным копперфилдам, гуттаперчевым циркачам? /?/

Но что значит — «группа поддержки»? Не объяснили? 82-летний Юрий Петрович Любимов сам кого угодно поддержит. А на клакеров мы явно не тянули, и как обнаружилось на первом же представлении (всего их было семь), «Таганку» французы и примкнувшие к ним театралы иных национальностей принимают на ура и без наших патриотических усилий. Хотя в принципе-то ладоней я не жалел (у фотографа Шерстенникова они постоянно были заняты камерами).

Остается только свидетельствовать: «Таганка» прошла успешно. Можно сказать, триумфально. Авиньон покорен! Актеры, по-моему, играли лучше, чем в Москве. На поклоны вызывались чаще. (Хотя восторженный прием — тема особая.) Вот посмотрел я девять чужих спектаклей, от грандиозной «Медеи» с Изабель Юппер, шокирующего «Вишневого сада» с абсолютно голыми венграми и до комедии Гольдони, без претензий разыгранной для горстки зрителей самодеятельными артистами из Марселя, и всюду публика устраивала овации. А ведь не скажешь, что все зрелища оказались такими уж сногсшибательными. После умные люди объяснили: зрители приезжают на фестиваль получать кайф, а потому реагируют на все не как у нас: я пришел, вы развлекайте — а живо, неистово, трепетно, как равные в правах партнеры. Из отданных за билет 140 или того больше франков они хотят выжать максимум эмоций, как в ресторане выковырять из раковины последнюю устрицу.

Но продолжаю победный гимн: на живописных авиньонских улицах «Таганку» узнавали, хвалили, благодарили, признавались в любви, приглашали пропустить по стаканчику (и это скупые французы!). У входа страждущие стреляли лишний билетик: любимовская феерия на тему французской революции оказалась близка потомкам Марата. И даже язвительная реплика в финале: «Да здравствует Франция! Наполеон! Мы все пациенты твои, Шарантон!» (мол, все с приветом, всем место в психушке) — встречалась благодарными аплодисментами. И пресса оказалась добрее, чем здешняя. Не верите — полистайте «Монд» или «Либерасьон» с «Юманите».

Вообще, актеры и музыканты играли как в последний раз. Золотухин, Антипов, Цуркан, Муляр, Сидоренко, Маленко, Летов, Рыжиков, Граббе, Колпикова? всем спасибо! За державу обидно не было.

Влад Васюхин, 2000





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100