Тысячный сеанс черной магии

Мир новостей


«Сеанс черной магии на Таганке» — так называлась разгромная статья в газете «Правда», когда 6 апреля 1977 года состоялась премьера спектакля Юрия Любимова «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова. И с этим романом, и с его постановками всегда происходили веши странные, загадочные, если не сказать зловещие. Булгаков сжигал рукопись и писал роман снопа. Роман запрещали, но он в советское время был напечатан в журнале «Москва», за что пострадал главный редактор. Фильм по роману Юрия Кары с Анастасией Вертинской в роли Маргариты был создан, но его так никто и не увидел. Спектакль Театра Сатиры по роману Булгакова «Шизофрения, как и было сказано» стал последней работой молодого режиссера Михаила Зонненштраля.
Но на «Таганке» «Мастера» ждала более счастливая судьба. Может быть, именно этого театра и ждал роман. Как ни странно, но спектакль все же вышел, хоть и не сразу. Не на десятилетие театра, как планировалось, но на тринадцатилетие. Цифра для дьяволиады самая подходящая, а потом началось: «Кто разрешил?», «Как это в атеистической стране по сцене ходит Христос?» Но запретить, уже было нельзя, слишком большой резонанс вызвала премьера. Попасть в конце семидесятых на «Таганку», да еще на «Мастера», считалось не просто престижно — это было пределом мечтаний театралов, интеллигенции и прогрессивного студенчества. За билет на «Мастера» выкладывали любые деньги, отдавали любые книги, в том числе и сам роман. (Хорошие книги, если кто из молодых не знает, были тогда в большом дефиците). И вот сыгран тысячный спектакль! 25 лет он не сходит со сцены. И no-прежнему аншлаг и, как двадцать лет назад, возле театра подозрительные личности предлагают билеты с дикой переплатой, хотя они и так не дешевы. Но в кассе-то их давно нет.
 — Денег на этот спектакль мне, разумеется, не дали, — говорит главный режиссер. — И тогда я собрал все по кусочкам. Занавес взял из «Гамлета», рамы — из «Тартюфа», маятник — из «Часа пик». А вечный огонь — из «Павших и живых». В «Мастере» он горит в честь Булгакова,
…Огромный дог Понтия Пилата проходит мимо изумленных зрителей. Кот Бегемот с живой мышью на голове вытворяет свои фокусы, на сеансе черной магии на жителей падают контрамарки с печатью театра (вместо червонцев в романе), голая Маргарита принимает гостей на балу Сатаны. «Мы в восхищении!» —восклицает свита Воланда. «Мы в восхищении!» — повторяют за ними про себя зрители, среди которых большинство молодых. И вечно молодой Юрий Петрович Любимов, как в те старые, но не всегда добрые для него времена, сидит в зале и своим сигнальным фонариком делает знаки актерам. «Таганка» отметила 39-й день рождения. Любимов репетирует «Фауста» и обещает его выпустить 30 сентября, в день своего юбилея.

Юрий Луговской, 7.05.2002





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100