Таганка отмечает 40 — летие

Интернет-издание “NewsProm.Ru” (www.newsprom.ru)

Сегодня исполняется 40 лет московскому театру на Таганке. Зрелый возраст зрелого театра. Все началось 23 апреля в 1964 году премьерной пьесой Брехта «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Любимова.

Постановка была самая скромная. На сцене лишь столы да скамейки, и написанные студентами плакаты. Ни костюмов, ни грима.

Но была сила убежденности. Да такая, о которой мечтали и Станиславский, и Вахтангов. Такая, что еще в шекспировском «Глобусе» заставляла зрителей верить, что табличка, на которой написано «лес», открывает перед ними лесную чащобу.

По многочисленным свидетельствам современников, было видно, что ребята на училищной сцене в арбатском переулке целиком захвачены тем, что они говорят и делают.

Человек «должен, должен быть хорошим», — с яростной настойчивостью повторял Брехт. Эту мысль со всей доступной театру силой убеждения несли в зал выпускники Щукинского училища в спектакле, который поставил Юрий Любимов 40 лет назад.

Тогда в Москве родился новый, ни на какой другой не похожий театр, — новаторский, дерзкий, неравнодушный.

За 40 лет в театре были поставлены спектакли, ставшие событиями в культурной жизни всей страны, — «Десять дней, которые потрясли мир», брехтовский «Галилей», поэтические представления «Антимиры», «Послушайте!», «Павшие и живые», «Мастер и Маргарита», пушкинский «Борис Годунов», «Медея» Еврипида, «Шарашка» по роману А. Солженицына, «Живаго» по Пастернаку, шекспировские «Хроники», «Фауст» Гете.

С этим театром связаны такие известные имена российских актеров, как Иван Бортник, Владимир Высоцкий, Раиса Рязанова, Семен Фарада, Александр Калягин, Станислав Любшин, Александр Пороховщиков, Леонид Филатов, Леонид Ярмольник, Вениамин Смехов, Валерий Золотухин и многие другие. 

Свой 40-летний юбилей московский театр, конечно же, отметит премьерой. Сегодня на таганской сцене пройдет спектакль «Идите и остановите прогресс». Об этом сообщил на пресс-конференции в художественный руководитель театра Юрий Любимов. Это двадцать первая постановка Любимова в театре с тех пор, как он вернулся из вынужденной эмиграции в 1988 году.

Как сообщает РИА «Новости», Любимов впервые обратился к поэзии абсурдистов. На новую постановку режиссера вдохновила поэзия ОБЭРИУтов, литературной группы, возникшей в конце 20-х годов прошлого столетия в Ленинграде, в которую входили Хармс, Заболоцкий, Крученых, Введенский. ОБЭРИУты провозглашали себя творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и ее предметов.

«Наш спектакль о том, что мы не могли своевременно расслышать. Мы взяли и уничтожили тогда слой культуры, поэтов, которые внесли большой вклад в ее развитие. Мы не оплакиваем простую, страшную и прекрасную судьбу Введенского и Хармса. Мы оплакиваем недостаточность своей причастности к этой судьбе», — сказал Любимов.

На вопрос о том, создавался ли театр на Таганке как театр «политический», режиссер ответил, что это было не так. По словам Любимова, он и его артисты «просто говорили то, что у них наболело, то, что, как они считали, волновало не только их, но и все общество».

23.04.2004





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100