Обэриутский юбилей Таганки

23 апреля легендарный московский театр на Таганке отмечает 40-летие.

ВВС

К премьере основатель театра и его главный режиссер Юрий Любимов выпускает премьеру — спектакль «Идите и остановите прогресс», в основу которого положена поэзия обэриутов — представителей одного из самых заметных направлений в русском авангарде 20-х годов.

Подготовка юбилейной премьеры потребовала много сил. Сам режиссер говорит что «заработался» и даже не понимает «на каком он свете», но ведь 40-летие театра не отменишь. Спектакль «Идите и остановите прогресс» не назовешь ни драматическим, ни музыкальным. Юрий Любимов говорит, что в его голове родилась композиция:

«Первый раз мы работаем с живой музыкой — в спектакле участвует ансамбль Татьяны Гринденко. Вдруг драматические артисты, правда, оснащенные хорошей пластикой, запели», — рассказывает Любимов.

Потерянный позвонок

Музыку к спектаклю написал композитор Владимир Мартынов. Его мелодика для наиболее удобна для драматических актеров: она прекрасно запоминается и легко поется.

Обращаясь к поэзии обэриутов Любимов стремился напомнить публике об этом, по его мнению, незаслуженно преданном забвению, литературном направлении. «У вас есть позвонки? — неожиданно спрашивает он. — Так вот, один позвонок был уничтожен — это обэриуты — и вместо него вставлен „Дядя Степа“, с которым мы жили. Так почему мне не напомнить людям об этом утерянном пласте культуре и не рассказать, как они жили и творили?»

Нынешний спектакль, как, впрочем, и все постановки последних лет, Юрий Петрович выверяет до минуты. «Идите и остановите прогресс» идет один час пятьдесят одну минуту. Иначе, говорит режиссер, нельзя: «У людей нет времени, оно убежало, его не догонишь».

Сегодня публика Таганки, делится своими наблюдениями Любимов, это целые семьи. Так же как и на сцене — три поколения актеров, от тех, с кем режиссера связывают десятилетия работы, до нынешних студентов:

Выпуская очередную премьеру, Юрий Любимов без сожаления снимает старые постановки. Театру, говорит он, надо выживать, и новое время диктует свои условия. К своим спектаклям он относится как к детям и говорит о них, как о живых существах.

«Если он заболел, то надо подправить, если безнадежно заболел — похоронить. Я не люблю в своем возрасте строить какие-то планы. Я встаю каждое утро и благодарю всевышнего», — говорит Любимов.

Анна Кочарова, 23.04.2004





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100