Юрий Любимов — о причинах своего ухода из Театра на Таганке

Театр на Таганке

Труппа Театра на Таганке, созданного мною, в последнее время утратила интерес к игре на сцене. А когда этот интерес утрачивается, все начинает распадаться. Этот распад проявляется в небрежной сценической работе, опозданиях на репетиции и на спектакли, вплоть до неявок, бесконечных отказах от ролей, незнании текста, нежелании являться на тренинги по движению, хоровые занятия. Зато актеры очень дружно приходят на профсоюзные собрания, охотно ведут бесконечные препирательства с дирекцией. Они забывают о том, что их главное предназначение — хорошо играть на сцене. На гастролях в Чехии актеры Таганки в ультимативной форме потребовали выплаты еще не отыгранных ими денег, при том, что им были выплачены и суточные в Москве, и дополнительные 600 крон по приезде. Им надо было срочно «отовариться» (так говорили в СССР), или же сделать «шопинг», как говорят сейчас, — потому что, как сказали они, в Чехии все дешевле…
Актеры стараются избежать занятости в спектаклях, быть как можно меньше задействованы в репертуаре. Ведь их оклад, их заработок не зависит ни от количества, ни от качества сыгранных ими ролей. И возникает такой редкий случай, что актер не хочет выходить на сцену, а хочет как можно скорее убежать из театра на дополнительные заработки. Оклад в театре, очень приличный по российским меркам, становится своеобразным пособием, страховкой, что развращает актеров.
Все это, на мой взгляд, можно назвать профессиональной безнравственностью. Падение уровня профессионализма происходит сейчас по всей стране, во всех сферах. Я не хочу потакать этому, считаю это преступлением.
В сложившейся ситуации репертуарный театр, который считается достоинством России, теряет свое лицо. Директор, художественный руководитель фактически не имеет возможности управлять театром, и ничего не может сделать для того, чтобы как-то изменить ситуацию. Причина этого — в отсутствии необходимой законодательной базы. Получается нелепость: единственный человек, который работает по контракту — это директор театра. Это его могут «уйти» в любой момент.
В этой обстановке, после скандала, произошедшего на открытой репетиции в Праге, я вынужден был заявить актерам, что это моя последняя репетиция и что больше я работать с актерами театра в таких условиях не буду. Актеры Таганки, к сожалению, выступили в эстетике бесконечных криминальных сериалов, их вымогательство переводилось просто: «гони бабки».
В каких условиях я смог бы работать? Сохранить Таганку можно только, проведя реорганизацию Театра. С момента его основания прошло 48 лет, и это вполне логично. И на контрактной основе, с новыми, отобранными мною по критерию профессиональной пригодности талантливыми актерами, я смог бы продолжить работу. Никакое искусство не делается коллективно, оно создается творческими индивидуумами, профессионалами, владеющими своим ремеслом.

Юрий Любимов

1.07.2011





© 2004—2013 Театр на Таганке
taganka@theatre.ru
Редактор сайта Анна Карасева
Rambler's Top100